Заслоцкая Афанасия Семеновна

%d0%b7%d0%b0%d1%81%d0%bb%d0%be%d1%86%d0%ba%d0%b0%d1%8fЯ, Заслоцкая Афанасия Семёновна, родилась 30 августа 1933года в деревне Андра, Октябрьского района, Тюменской области в семье репрессированного.  Родители мои – Баянкин Семён Борисович и Баянкина Фёкла Игнатьевна до 1930 года жили в деревне Катышка,  Алапаевского района,  Свердловской области. Отец рано остался сиротой (след родителей потерялся в годы Гражданской войны), воспитывался дедом  Баянкиным  Алексеем Семёновичем и бабушкой.  Дедушка был «золотых рук мастер»: конструировал приспособления  разного рода,  ремонтировал  часы  и был отличным кузнецом.

В 1926 году отец женился на Феше Тороповой, которая с братьями тоже росла без родителей.   Жили с дедом, имели  большую усадьбу, добротный дом, лошадей и коров.  С хозяйством справлялись сами. Началась коллективизация.  В 1930 году деда и отца забрали в тюрьму в Алапаевск, а  затем выслали в Сибирь. Мама с бабушкой остались одни.  В  это время родилась старшая сестра Евгения. У бабушки была сломана нога, её не выслали, но забрали всё, оставили без средств существования, дом отдали под клуб.  Маму не выслали потому, что у неё два брата служили в Красной Армии и были награждены орденами Красной Звезды Когда дочке  исполнился год,  мама поехала к мужу, чтобы с ним разделить все тяготы ссыльного поселенца.

%d0%b7%d0%b0%d1%81%d0%bb%d0%be%d1%86%d0%ba%d0%b0%d1%8f-1954-%d0%b3%d0%be%d0%b4Сосланных высадили на берегу реки Оби. В настоящее  время это место называется Андра. Непроходимая тайга и люди, которых лишили родины, семьи, налаженного быта.  Люди, которым приказано  было выживать в нечеловеческих условиях, чтобы таким образом «искупить вину»  перед государством за свою трудовую жизнь. Сильных молодых мужчин и женщин отправили на север в Обдорск- Салехард -Пуйку рыбачить, среди них оказался и отец.  Остались старики, женщины с детьми. Власть это не интересовало, так как все эти несчастные были врагами народа, их нужно было физически и морально уничтожать. Выживали  кто как мог.  Копали землянки, чтобы пережить первую зиму.  Вручную валили  и пилили  лес, корчевали пни,  разрабатывали землю  для будущих построек и полей под посадки. Многие умирали от голода и холода. Ежемесячно все  отмечались в комендатуре. Эта унизительная процедура продолжалась вплоть до 1954 года. Запрещено было молиться Богу, приветствовалось доносительство на соседа; жили в страхе, что всё может закончиться арестом и исчезновением навсегда. В 1937 году так увезли бесследно несколько мужчин, среди них оказались двоюродные дядья отца, расстрелянные позже в Тюмени.

Переселенцы были тружениками, они хорошо знали,  что от их личных усилий зависит вся будущая жизнь. На месте тайги постепенно  разрасталось строительство жилых бараков,  но в первую очередь появлялись объекты трудовой  деятельности: кузница, смолокурка, где гнали смолу, дёготь, кирпичный завод, на котором заготавливали и обжигали кирпич для строительства,  бондарный цех, где сбивали ящики и бочки для засолки рыбы для рыбоучастка, кожевенный цех.  На разработанных полях сеяли рожь, ячмень, овёс, пшеницу, картофель. Вся работа в основном проводилась вручную. Работали день и ночь, в дождь и мороз- нужно было выполнять установленные государством нормативы.

На левобережье от Оби укрупнялась  Кайгатюрская  ферма, где разводили скот: коров, лошадей, свиней, овец, а на противоположном берегу протоки были огромные поля под картофель и турнепс – корм для скота.  Это был большой населённый пункт, дома крепкие, конюшни, ферма.  До Кайгатюра добирались зимой на лошадях, а  летом на колданках, бударках, неводниках.  Все средства передвижения  строили сами. Отец работал животноводом, а потом его направили на ветфельдшерские курсы, после которых он до конца своей жизни работал ветеринаром.

В Андре построили больницу, магазин, ясли-сад, начальную школу.  Дальнейшее обучение продолжалось в  Октябрьском, куда весной и осенью ходили пешком, а зимой добирались на лошадях.  Жизнь помаленьку налаживалась. Начало лета 1941 года разрушило все надежды. Небывалое в этих краях наводнение, которое затопило всё левобережье: ферму, поля, много скота погибло. А потом ещё страшнее – война. Мужчин и молодых ребят призвали в армию. Остались женщины, старики, дети. Отца с оставшимся поголовьем скота командировали в Сургутский  район до 1943 года. Мама осталась с пятерыми детьми.  На плечи женщин тяжким бременем легла работа и забота о  детях. Не могу сказать , где труднее приходилось: в тылу или на войне. Летом женщины на полях, огродах, рыбалке, а зимой от темна  до темна в лесу пилили дрова для пароходов. В сугробах,  полуголодные  выполняли установленную норму, а иначе – тюрьма.   После работы спешили к голодным детишкам, чтобы приготовить что-то, накормить, обстирать. Керосина не было, жгли лучины или жировушки (кусок тряпочки смачивали в рыбьем жире). Хлеб давали по карточкам: 200г на ребёнка, 300г на взрослого. Соль  была в дефиците, занимали друг у друга. Спичек тоже не было, поэтому бегали за углями к тем, у кого  шёл дымок из трубы. Я хорошо помню это время, потому что постоянно хотелось есть. От пневмонии умирает  младший братик. Мы, дети тоже были заняты: садили, пололи, копали картошку.  Собирали ягоды, грибы и сдавали на приёмный пункт. Весной драли бересту для перегона смолы и дёгтя.

В 1943 году отца  переводят в Кеушинский сельский совет, к которому прикреплены были 7 колхозов. Мы поселились в деревне Сосновые, что находилась на левом берегу Оби. Тут вообще только женщины и дети остались. Ежедневно вместо  хлеба выдавали на человека несколько грамм зерна ячменя и ржи, которые мы сами мололи на жерновах, потом из полученной муки пекли хлеб, варили кашу. Подростки активно помогали матерям:  весной боронили верхом на лошадях, летом заготавливали сено на покосах, осенью молотили зерно, чистили телятники, вывозили навоз на поля. Работали все, кто верхом мог сидеть на лошади. Школа находилась в Кеушках, на расстоянии 12 км, поэтому жили у знакомых, а на выходной пешком торопились домой, чтобы досыта поесть картошки. Чернил не было, бумаги тоже. Писали на старых газетах и тетрадях между строк сажей или чагой. Пришла долгожданная Победа! В 1947 году отца перевели работать в Карымкары. Постепенно шло восстановление хозяйства. Но новое наводнение принесло новые беды. Всей семьёй заболели малярией. Больше всего досталось маме, её трясло по нескольку раз на день, потом слегла, еле спасли – так сильно болела. Я осталась за ней ухаживать. После болезни мама работала в пекарне, я ей помогала.  В 1948 году я устроилась на работу в рыбоучасток.  Днём рыбачили, а вечерами учились  обрабатывать рыбу. Ходила на плашкоуте, принимала рыбу. Зимой заготовляли клёпку для бочек.  В 1950 году семья переехала в Пальяново. Это был большой лесоучасток. Для вывозки леса привезли лошадей, и отец должен был обеспечить им надлежащий уход. В Пальяново жили ссыльные немцы и украинцы, которые работали на лесозаготовках. Я устроилась в леспромхоз приёмщиком леса. Вывезенный лес грузили на баржи или плотили и плотоматки вывозили его до пункта перегрузки и назначения. Мне дважды пришлось на плотоматке  ходить до Салехарда.

В 1956 году вышла замуж за мастера лесоучастка Заслоцкого Евгения Иосифовича. Прожила с ним  30 лет, вырастили  четверых детей, помогли получить всем высшее образование. Сейчас у меня три внука и одна внучка, подрастают три правнука. Нахожусь на заслуженном отдыхе.

Подвал