Сказочный мир

Пояснительная записка

Кукольный театр — одно из самых любимых зрелищ  детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. — только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно. Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы — персонажи, оформление и музыка — все это вместе взято в силу образно — конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре,  расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.

Цель программы: создание условий для развития творческих способностей средствами театрального искусства; эстетическое  воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества и сотрудничества.

Задачи:

  1. Обучить технике работы с куклами.
  2. Дать возможность ребенку проявить фантазию, раскрепостить его.
  3. Развитие речи, памяти, моторику детей.
  4. Воспитывать нравственные качества личности: сдержанность, собранность, целеустремленность, взаимовыручку, доброту.
  5. Привитие любви к чтению, расширение круга интересов детей.
  6. Организация досуга детей и родителей.
  7. Привлечение большего количества читателей в библиотеку.                               

Формы и методы работы

Форма занятий — групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции.  Основными формами является: обучение, воспитание, развитие.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, — все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети приносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

При реализации программы используются такие методы обучения, воспитания как:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический;
  • метод стимулирования.

Ожидаемые результаты:

К концу года участники  кукольного театра

 Должны знать:

  • историю кукольного театра
  • элементы работы с различными кукольными героями;
  • элементы внутреннего актерского самочувствия;
  • культуру восприятия замечаний и советов, суждение о работе других.

Должны уметь:

  • управлять своим мышечным напряжением;
  • развивать работоспособность сценического внимания;
  • освоить навыки ориентации в сценическом пространстве;
  • воплощаться в тот или иной образ;
  • концентрировать внимание;

Приобрести навыки:

  • общения с партнером (одноклассниками);
  • элементарного актёрского мастерства;
  • адекватного и образного реагирования на внешние раздражители;
  • коллективного творчества;

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Формой подведения итогов считать: участие в библиотечных мероприятиях,  инсценирование сказок, сценок  и пьесок для свободного просмотра.

Девиз: «Через театр в мир книги».

Направление: фольклор, нравственно- эстетическое, экологическое.

Возрастной диапазон: 10 -14 лет

Периодичность: 2 раза в месяц

Участники:

  1. Орлова Настя – 5 класс.
  2. Колиба Анжела – 6класс.
  3. Кириченко Маша – 6 класс.
  4. Липина Настя – 6 класс.
  5. Пульникова Евгения — 6 класс.  

Методическое обеспечение деятельности

Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения и общения с детьми является первым и непременным условием развития творческих способностей детей. Для того  чтобы обеспечить этот процесс необходимо:

  • комплекты перчаточных кукол;
  • куклы-игрушки;
  • декорации для спектаклей;
  • новая ширма

Технические средства

  • Компьютер
  • магнитофон
  • диски с записью сказок и постановок,
  • диски с музыкой (классической и детской),
  • видеокамера для анализа выступлений.

Формы реализации

№ п/п Мероприятия Форма работы Читательское назначение Аудитория Срок проведения Ответственные
1 Выбор сказки для будущего спектакля.

Распределение  ролей. Чтение и обсуждение выбранной сказки: «Колобок».

Громкое чтение сказки Для членов клубного формирования для детей до 14 лет (кукольный театр) «Сказочный мир» МКУ «Приобская библиотека семейного чтения» МО городское поселение Приобье 1 квартал – февраль Библиотекарь Лебедева Т.А.
2 Работа над разучиванием текста (без вождения кукол) Работа над выразительностью речи и связи ее с действием кукол. Репетиция Для членов клубного формирования для детей до 14 лет (кукольный театр) «Сказочный мир» МКУ «Приобская библиотека семейного чтения» МО городское поселение Приобье 1 квартал – февраль Библиотекарь Лебедева Т.А.
3 Работа над сказкой на ширме. Репетиция Для членов клубного формирования для детей до 14 лет (кукольный театр) «Сказочный мир» МКУ «Приобская библиотека семейного чтения» МО городское поселение Приобье 1 квартал – февраль Библиотекарь Лебедева Т.А.
4 Инсценировка русской народной сказки «Колобок». Кукольный спектакль Для членов клубного формирования для детей до 14 лет (кукольный театр) «Сказочный мир» МКУ «Приобская библиотека семейного чтения» МО городское поселение Приобье 1 квартал – февраль Библиотекарь Лебедева Т.А.
5 Выбор сказки для будущего спектакля.

Распределение  ролей. Чтение и обсуждение

выбранной сказки Л.Н. Толстого «Волк и козлята».

Громкое чтение сказки Для членов клубного формирования для детей до 14 лет (кукольный театр) «Сказочный мир» МКУ «Приобская библиотека семейного чтения» МО городское поселение Приобье 1 квартал – март Библиотекарь Лебедева Т.А.
6 Работа над выразительностью речи и связи ее с действием кукол. Репетиция на ширме. Репетиция Для членов клубного формирования для детей до 14 лет (кукольный театр) «Сказочный мир» МКУ «Приобская библиотека семейного чтения» МО городское поселение Приобье 1 —  квартал — март Библиотекарь Лебедева Т.А.
7 Постановка сказки Л.Н. Толстого «Волк и козлята». Показ спектакля Для членов клубного формирования для детей до 14 лет (кукольный театр) «Сказочный мир» МКУ «Приобская библиотека семейного чтения» МО городское поселение Приобье 1 —  квартал — март Библиотекарь Лебедева Т.А.
8 Выбор сказки для будущего спектакля.

Распределение  ролей. Чтение и обсуждение

выбранной сказки «Три поросенка».

Громкое чтение сказки Для членов клубного формирования для детей до 14 лет (кукольный театр) «Сказочный мир» МКУ «Приобская библиотека семейного чтения» МО городское поселение Приобье 2 квартал – апрель Библиотекарь Лебедева Т.А.
9 Работа над выразительностью речи и связи ее с действием кукол. Репетиция на ширме. Репетиция Для членов клубного формирования для детей до 14 лет (кукольный театр) «Сказочный мир» МКУ «Приобская библиотека семейного чтения» МО городское поселение Приобье 2 квартал – апрель Библиотекарь Лебедева Т.А.
10 Постановка сказки «Три поросенка». Показ спектакля Для членов клубного формирования для детей до 14 лет (кукольный театр) «Сказочный мир» МКУ «Приобская библиотека семейного чтения» МО городское поселение Приобье 2 —  квартал – апрель Библиотекарь Лебедева Т.А.
11 Выбор сказки для будущего спектакля.

Распределение  ролей. Чтение и обсуждение выбранной сказки: «Репка».

Громкое чтение сказки Для членов клубного формирования для детей до 14 лет (кукольный театр) «Сказочный мир» МКУ «Приобская библиотека семейного чтения» МО городское поселение Приобье 2 квартал – май Библиотекарь Лебедева Т.А.
12 Работа над разучиванием текста (без вождения кукол) Работа над выразительностью речи и связи ее с действием кукол. Репетиция Для членов клубного формирования для детей до 14 лет (кукольный театр) «Сказочный мир» МКУ «Приобская библиотека семейного чтения» МО городское поселение Приобье 2 квартал – май Библиотекарь Лебедева Т.А.
13 Работа над сказкой на ширме. Репетиция Для членов клубного формирования для детей до 14 лет (кукольный театр) «Сказочный мир» МКУ «Приобская библиотека семейного чтения» МО городское поселение Приобье 2 квартал – май Библиотекарь Лебедева Т.А.
14 Инсценировка русской народной сказки «Репка». Кукольный спектакль Для членов клубного формирования для детей до 14 лет (кукольный театр) «Сказочный мир» МКУ «Приобская библиотека семейного чтения» МО городское поселение Приобье 2 квартал – май Библиотекарь Лебедева Т.А.
15 Выбор сказки для будущего спектакля.

Распределение  ролей. Чтение и обсуждение

выбранной сказки «Битый не битого везет».

Громкое чтение сказки Для членов клубного формирования для детей до 14 лет (кукольный театр) «Сказочный мир» МКУ «Приобская библиотека семейного чтения» МО городское поселение Приобье 4 квартал – ноябрь Библиотекарь Лебедева Т.А.
16 Работа над выразительностью речи и связи ее с действием кукол. Репетиция на ширме. Репетиция Для членов клубного формирования для детей до 14 лет (кукольный театр) «Сказочный мир» МКУ «Приобская библиотека семейного чтения» МО городское поселение Приобье 4 квартал

ноябрь

Библиотекарь Лебедева Т.А.
17 Постановка сказки «Битый не битого везет». Показ спектакля Для членов клубного формирования для детей до 14 лет (кукольный театр) «Сказочный мир» МКУ «Приобская библиотека семейного чтения» МО городское поселение Приобье 4 квартал – ноябрь Библиотекарь Лебедева Т.А.

Подвал